Врачи ДРКБ подарили жизнь ребёнку, который родился с однокамерным сердцем

13 февраля 2018 г., вторник

Спасти малыша помогли чёткие и отлаженные действия команды специалистов Детской республиканской клинической больницы, вера мамы и невероятная сила воли маленького пациента. С самого рождения на протяжении более полугода врачи казанской клиники боролись за жизнь малыша.

Артур родился 20 июня 2017 года недоношенным на сроке 25 недель 6 дней с весом 890 грамм. За неделю до родов у ребёнка выявили тяжёлый порок сердца. В таком возрасте, при такой массе тела выполнить какие-либо реконструктивные операции не представлялось возможным. Врачи назначили специальное лечение, чтобы поддерживать его состояние стабильным. Порок в сердце мальчика зависел от сосудов, соединяющих сердце и лёгкие. Если эти соединения закрываются, человеческая жизнь становится невозможной.

«Есть определённые препараты, которые могут поддерживать в открытом состоянии эти соединения достаточно долгое количество времени. Эти лекарства ребёнок получал с рождения» - рассказывает заведующий отделением кардиохирургии ДРКБ Денис Юрьевич Петрушенко.

Сразу после родов Артура с мамой ожидали реаниматологи. Врачи предупреждали, что ребёнок недоношенный, шансов выжить очень мало, тем более с таким сложным пороком. У мальчика отсутствовала лёгочная артерия, которая позволяет крови поступать в лёгкие с первого его вздоха.

«На третий день после родов ему было очень плохо» - вспоминает мама маленького героя – «Я стояла около него, разговаривала с ним и плакала. Он лежал под специальным греющим одеялом. И вот этот крошечный малыш вытащил руку и схватил меня за пальчик. В тот момент я поняла, что он меня слышит и верит в то, что мы справимся», - вспоминает Альфия Кусяпкулова. 

Для поддержки работоспособности сердца специалисты назначают Артуру медикаментозное лечение. Маму и ребёнка переводят в отделение реанимации новорождённых ДРКБ.

«Там лежат недоношенные детки, мы находились там 2 месяца, набирали вес. Это было чудо! Готовились к худшему, надеялись на лучшее. Чудом на таком раннем сроке у меня появилось молоко. Я разговаривала с ребёнком, говорила ему, что он мой борец, он герой, он выживет. Что он сможет, что у него мамин характер. Что нужно бороться за жизнь, что я его очень долго ждала», - читала молитвы и верила в лучшее мама мальчика.

Когда масса тела Артура превысила 2 килограмма, было принято решение переводить ребёнка в кардиохирургию. 8 сентября врачи смогли выполнить первую операцию, сделать так, чтобы работа сердца ребёнка не зависела от закрывающихся соединений между сосудами.

«Если говорить медицинскими терминами это называется функционирующий артериальный проток между аортой и лёгочной артерией. У этого ребёнка с рождения имеется порок, который называется - атрезия легочной артерии. При этом пороке кровоток в лёгкие из сердца изначально отсутствует. У нас с вами кровь из сердца через сосуды поступает в лёгкие, а у таких детей кровь из сердца в лёгкие поступить не может, потому что сосуды «заросли»», - поясняет заведующий отделением кардиохирургии ДРКБ Денис Юрьевич Петрушенко.

Чтобы в такой ситуации обеспечить нормальный кровоток в лёгкие вместо артериального протока вшивается трубочка, которая убирает зависимость от лекарств, и даёт возможность крови поступать в лёгкие. Таким образом, организм получает возможность жить. Трубка была необходима, чтоб подрастить ребёнка и выполнить следующую операцию. Когда он дорос до семимесячного возраста, пришло время переходить на следующий этап, который был выполнен ему две недели назад. Кардиохирурги убрали эту трубочку.

«У Артура очень сложный порок сердца, вместо двух основных камер - сформировалась одна. Из одной камеры сделать две – невозможно. Поэтому, чтобы создать в организме похожее на наше кровообращение, в такой ситуации выполняется несколько вмешательств» - поясняет Денис Юрьевич.

У нас с вами кровь, которая течет по венам с рук, с ног, с головы и т.д., в ней кислорода практически нет, она называется венозная. Она поступает в лёгкие, чтобы там обогатиться кислородом. Из лёгких уже в сердце возвращается кровь богатая кислородом, насыщенная. И эта кровь уже поступает в весь организм. Поскольку у Артура вместо двух камер основных – одна, то у него кровь бедная кислородом и кровь богатая кислородом смешиваются. И уже в организм поступает не чистая богатая кровь, а смешанная. И такая смешанная кровь через трубочку поступает в лёгкие, а в них должна поступать только бедная кислородом кровь. И вот чтобы это обеспечить, ему выполняется несколько операций. Последняя операция обеспечивает поступление бедной кислородом крови в лёгкие. Чтобы лёгкие работали правильно.

Это был один этап. Следующим этапом требуется перенаправить кровь из нижней полой вены в лёгкие. Но это уже будет выполняться, когда ребёнку исполнится 3-4 года. Это связано с анатомическими размерами, нижняя полая вена больше чем верхняя. И их придётся соединять с помощью трубок большого диаметра. Сейчас на ребёнке массой 6-7 килограмм выполнить это технически невозможно. Таким образом, после операции, лёгкие начинают подготавливаться, они сразу не готовы пустить всю кровь в себя. Если этот этап хорошо пройдёт, тогда уже из нижней части туловища кровь также пускается в лёгкие, чтобы лёгкие весь объём крови приняли. Вот такая непростая ситуация у Артура.

«Были и взлёты, и падения, и слёзы, и страх. После первой операции я приходила к ребёнку в реанимацию два раза в день и видела его состояние. И я не могла ему ничем помочь. Это было невероятно тяжело, это ад для любого родителя на этой земле. В один из дней я в первый раз взяла Артура на руки. На этот момент ему было три месяца, это было неописуемо. Я пол часа просто плакала без остановки. Понимала, что плакать нельзя, но слёзы шли сами по себе. Всё это время ему рассказывала, что мы будем делать в будущем, что будем расти, что будет всё хорошо» - добавляет мама Артура.

Особенность этого ребёнка заключается в том, что дети, которые рождаются раньше срока, имеют проблемы со многими органами. И очень часто - проблемы непосредственно с лёгкими. Они заключается в том, что лёгочная ткань не зрелая. В процессе выхаживания в лёгких происходят изменения, которые делают выполнение подобных вмешательств невозможным. В данном случае сосуды лёгких в процессе выхаживания ребёнка не пострадали. Многие дети, говоря простым языком, становятся неоперабельные. А тут, благодаря слаженным действиям всей больницы, получилось выходить ребёнка. Сосуды лёгких позволили выполнить следующий этап коррекции.

«Вторая операция была 24 января, и я советую всем мамочкам, которым говорят, что у их плода порок сердца, верить в лучшее. Чтобы они не боялись этих сложностей, недоношенных деток выхаживают. И все операции можно сделать у нас в Казани. Врачи у нас очень сильные. Я тоже боялась, но вера побеждает. От меня лично очень большая благодарность мамочкам на интернет-сайте «Mom life», за их молитвы и поддержку. Также очень благодарна родным и родственникам. А самый первый человек, который предложил мне сделать операцию в Казани был Миролюбов Леонид Михайлович. Он был со мной на связи, когда я была в роддоме. Спасибо ему за поддержку. Это чудо, вера матери и слаженная работа команды специалистов спасла жизнь Артура», - заверила Альфия Кусяпкулова.

Дмитрий Савосин, sm-news.ru

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International